Будьте с нами!


Восстановление дееспособности

Восстановление дееспособности возможно в двух случаях:
1) Гражданин был признан недееспособным, и его способность понимать значение своих действий или руководить ими восстановилась
2) Гражданин был признан ограниченно дееспособным и основания, в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности, отпали
В обоих случаях восстановление дееспособности неразрывно связано с тем, что гражданин сводит на нет причину по которой он был ограничен в правах.

Таким образом, при доказывании дееспособности необходимо доказать факт того, что причины по которым гражданин был ограничен в дееспособности или дееспособности лишен, отпали
Главным образом, это заключение психиатра говорящее об изменении ситуации, влияющей на оценку способности понимать значение своих действий и руководить ими.
Дополнительным доказательствами могут служить:
- показания свидетелей
- рекомендации с места работы/занятости/центра реабилитации и т.д.
- свидетельства способности писать, читать, считать (например, написанное от руки заявление в суд) 

Заявление о восстановлении дееспособности - Шаблон

Заявление может быть подано:
• самим гражданином или его представителем
• членом его семьи
• опекуном или попечителем
• органом опеки и попечительства 
• медицинской организацией, оказывающей психиатрическую помощь, или стационарной организацией социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами

При рассмотрении дела назначается судебно-психиатрическая экспертиза на основании которой, суд принимает решение о признании гражданина дееспособным. 
На основании решения суда отменяется установленная над ним опека. 


Что желательно знать гражданину при восстановлении дееспособности

***Данные рекомендации не содержатся в законах и составлены на основании практики.
Эти вопросы нужно проговорить с недееспособным непосредственно до подачи заявления в суд или хотя бы до прохождения судебно-психиатрической экспертизы, объяснив ему по возможности те вопросы, о которых он имеет слабое представление, однако способен понять при простом разъяснении.

Эти знания будут полезны для ответов на экспертизе и в суде.


Гражданско-правовые, бытовые:

Понимать значение денежных отношений, каким образом происходит покупка товаров, накопление денежных средств для покупки дорогих товаров.

Понимание природы дарения, передачи денег взаймы, последствия таких действий.

Общие представления о своих правах в отношении жилья и возможных действиях с недвижимым имуществом (получение жилья в пользование от государства, купля-продажа, передача по наследству, необходимые меры получения юридической помощи при распоряжении недвижимостью)

Брачные отношения:

Иметь представления о правовых последствиях вступления в брак.

Политические:

Иметь примерное представление о политической ситуации в РФ, понимать значение выборов, знать, как отдать свой голос

Другие:

Понимание случаев, когда необходимо попросить помощь (в том числе юридическую) и совет у сотрудников интерната, в других местах (общественные организации, органы власти и т.п.),

Способности ориентироваться в социальной среде за пределами интерната (насколько успешно и как часто выходит за пределы интерната, что может делать и делает самостоятельно при таких выходах).

Получение образования и трудовая деятельность, планирование будущего: вопросы о том, где человек получает образование  (хотел бы получить) и как он сможет применить знания на практике, сможет ли он работать и где.

Если человек уже трудиться – понимание своих рабочих обязанностей и необходимости их регулярного исполнения, своей ответственности перед работодателем, объёма заработной платы и способов её расходования.

Понимание последствий:

дачи согласия на медицинскую помощь;

дачи согласия на помещение в интернат, перевод из одного учреждения в другое, перемещения в другие отделения и жилые помещения внутри интерната.