Будьте с нами!


Как получить необходимое техническое средство реабилитации

Определение нуждаемости

Необходимо отметить, что все рекомендации, в том числе технические средства реабилитации (далее - ТСР), имеют юридическую силу, только если они внесены в индивидуальную программу реабилитации или абилитации (далее - ИПРА) инвалида. То есть, только запись о ТСР в графе «технические средства реабилитации» в ИПРА дает инвалиду право на соответствующею поддержку со стороны государства.

*** При этом следует помнить, что не все в ИПРА обеспечивается государством. Это происходит при условии, если в качестве исполнителя указан государственный орган (ФСС, отдел соцзащиты и т.д.).

Как правило, каждый инвалид, имеет потребность в обеспечении тем или иным техническим средством реабилитации (далее - ТСР).

Первичную нуждаемость в обеспечении ТСР выявляет врач. Это может быть врач поликлиники или больницы. Задача врача – определить какие технические средства необходимы инвалиду, которые бы обеспечили ему максимальную компенсацию или устранение его стойких ограничений жизнедеятельности.

«Ограничение жизнедеятельности»

Понятие «ограничение жизнедеятельности» пришло из Правил признания лица инвалидом. И здесь следует обозначить следующее - при признании лица инвалидом специалисты бюро медико-социальной экспертизы (далее – бюро МСЭ), выявляют не только наличие конкретного медицинского диагноза, но и те ограничения в жизнедеятельности, к которым это заболевание приводит. К слову, если у человека есть стойкое нарушение здоровья, но оно не приводит к существенным ограничениям в жизнедеятельности, ему инвалидность присвоена не будет.

Таким образом, при определении необходимой ТСР нужно отталкиваться не только от самого заболевания, но и от этих ограничений.

В соответствии с Приказом Минтруда[1], выделяются следующие категории жизнедеятельности:

а) способность к самообслуживанию - способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе использовать навыки личной гигиены;

б) способность к самостоятельному передвижению - способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом;

в) способность к ориентации - способность к адекватному восприятию личности и окружающей обстановки, оценке ситуации, к определению времени и места нахождения;

г) способность к общению - способность к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации;

д) способность контролировать свое поведение - способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом социально-правовых и морально-этических норм;

е) способность к обучению - способность к целенаправленному процессу организации деятельности по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни;

ж) способность к трудовой деятельности - способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы.

В соответствии с каждой категорией выделяются 3 степени ограничения, где третья – самая «тяжелая».

Вот, например, три степени способности к самостоятельному передвижению:

1 степень - способность к самостоятельному передвижению при более длительном затрачивании времени, дробности выполнения и сокращении расстояния с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

2 степень - способность к самостоятельному передвижению с регулярной частичной помощью других лиц с использованием при необходимости вспомогательных технических средств;

3 степень - неспособность к самостоятельному передвижению и нуждаемость в постоянной помощи других лиц.

Виды технических средств реабилитации:

На федеральном уровне предусмотрены следующие средства реабилитации:[2]

1. Трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни.

2. Кресла-коляски с ручным приводом (комнатные, прогулочные, активного типа), с электроприводом, малогабаритные.

3. Протезы и ортезы.

4. Ортопедическая обувь.

5. Противопролежневые матрацы и подушки.

6. Приспособления для одевания, раздевания и захвата предметов.

7. Специальная одежда.

8. Специальные устройства для чтения "говорящих книг", для оптической коррекции слабовидения.

9. Собаки-проводники с комплектом снаряжения.

10. Медицинские термометры и тонометры с речевым выходом.

11. Сигнализаторы звука световые и вибрационные.

12. Слуховые аппараты, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления.

13. Телевизоры с телетекстом для приема программ со скрытыми субтитрами.

14. Телефонные устройства с текстовым выходом.

15. Голосообразующие аппараты.

16. Специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники).

17. Абсорбирующее белье, подгузники.

18. Кресла-стулья с санитарным оснащением.

Подготовка к медико-социальной экспертизе

Специалисты МСЭ могут самостоятельно определить нуждаемость в ТСР инвалиду, и не имея соответствующей рекомендации врача. Однако на практике процедура экспертизы проходит в течение 15-30 минут. За такое короткое время очень сложно определить индивидуальные особенности человека, его реабилитационные возможности и потребности. В следствие этого, к сожалению, выводы специалистов МСЭ часто оказываются поверхностными и шаблонными. Например, вместо «Ходунков, изготавливаемых по индивидуальному заказу», могут быть вписаны просто «Ходунки», которые будут недостаточными для реабилитации.

Вместо это следует озаботиться оформлением необходимых заключений и рекомендации еще до проведения самой экспертизы.

Как было указано ранее, первичную нуждаемость в ТСР выявляет именно врач, а не специалист МСЭ. Таким образом, грамотно оформленное заключение врача многократно увеличивает шансы его учета при экспертизе.

 В заключении необходимо указать не только вид ТСР (например, «кресло-коляска»), но и необходимые свойства, которыми должно обладать ТСР для того чтобы подходить человеку как по заболеванию, так и по ограничениям жизнедеятельности. Например, для лиц с заболеванием ДЦП, при рекомендации кресла-коляски должны быть прописаны: размеры коляски, подножка с возможностью регулировки по высоте, фиксаторы для ног, откидная спинка динамическая с возможностью регулировки угла наклона, сиденье, оснащенное встроенным подголовником и боковыми поддержками с возможностью изменения их положения по высоте и ширине с фиксацией в заданном положении и т.д. При этом, для компенсации ограничений жизнедеятельности, например, в учебе или в труде, может дополнительно рекомендована подставка для учебника/ноутбука или отдельное рабочее/учебное кресло.

*** К слову, если лицу необходима кресло-коляска, то ему должна быть предоставлена как прогулочная, так и комнатная.

Медико-социальной экспертиза

На медико социальной экспертизе можно предоставлять рекомендации и заключения от нескольких специалистов, в том числе одного профиля.

Во время экспертизы необходимо настаивать на том, чтобы представленные рекомендации были учтены при разработке ИПРА. Как правило, специалисты МСЭ учитывают рекомендации, однако если этого не произошло, или ТСР было вписано без конкретизации, есть возможность обжаловать решение в вышестоящее бюро МСЭ. Так же неудовлетворительное заключение экспертизы может быть обжаловано в суде и в прокуратуре.

Исполнение ИПРА

Детально описанная рекомендация по обеспечению ТСР в ИПРА дает самые высокие шансы получить именно то техническое средство, которое максимально подходит гражданину.

За обеспечение рекомендованным ТСР по общему правилу отвечает Фонд социального страхования (далее - ФСС) региона. В его задачи входит ежегодно заключать государственные контракты на сайте государственных закупок[3] на поставку различных типов и видов ТСР в соответствии со специальной классификацией[4].

*** При обеспечении ТСР, исполнительные органы очень любят ссылаться на вышеуказанную классификацию, со словами «выбирайте из того, что есть». Данная позиция неправомерна, так как данная классификация была введена для определения размера компенсации в случае покупки инвалидом ТСР за свой счет. При первичном обеспечении ТСР, данная классификация не применима, ссылаться следует на федеральный перечень Распоряжения Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р.

Закупленные технические средства предоставляют инвалидам в соответствии с ИПРА. Однако, если закупленное средство реабилитации не подходит конкретному гражданину из-за более широких рекомендаций ИПРА, Фонд обязан обеспечить ТСР, именно в соответствии с ИПРА. В крайнем случае это означает обязанность ФСС заключить новый контракт на закупку необходимого ТСР.

Заявление о предоставлении ТСР подается инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида.[5]

При подаче заявления представляются:

документ, удостоверяющий личность инвалида или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида;

документ, подтверждающий право на ТСР, программа реабилитации (в нашем случае – это запись в ИПРА о необходимости предоставления данной ТСР);

форма №9.

Вопрос о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием) рассматривается в течение 15 дней

При положительном решении гражданину вручается направление на изготовление и получение ТСР в фирме-производителе, с которой Фонд социального страхования заключил государственный контракт на текущий год. Если же ИПРА предполагает обеспечение ТСР, которого нет в контрактах, ФСС обязано заключить новый на обеспечение именно этого ТСР. В этом случае срок ожидания ТСР будет больше обычного.

Компенсация самостоятельно купленного ТСР

Так же можно самостоятельно приобрести необходимое ТСР в любом месте на любую сумму. Однако тут важно отметить, что по общему правилу компенсация будет происходить на сумму равную той, которую ФСС потратила на закупку аналогичного ТСР по государственному контракту.

(Пример, инвалид купил коляску за 100 тыс., госконтракт на аналогичную коляску был заключен на сумму 25 тыс., то компенсация будет на 25 тыс.)

Так, согласно пункту 3 данного Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 года №57н, «компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное ТСР …. Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного ТСР и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости ТСР и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с ИПРА инвалида, являющихся аналогичными ТСР, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом…  на основании классификации технических средств реабилитации».

Существуют случаи, когда инвалид хочет компенсировать всю сумму, потраченную на самостоятельно приобретенное ТСР и обращается в суд. Однако, к сожалению, практика удовлетворения таких случаев, в последние годы существенно уменьшилась и зависит от конкретной ситуации. Поэтому если есть потребность в получении дорогой ТСР, стоит заявить о такой потребности ФСС до момента самостоятельного приобретения.

Для компенсации, необходимо прийти в МФЦ или отдел соцзащиты с кассовым и товарным чеком, написать заявление на возмещение стоимости покупки, указать данные банковской карточки или почтовый адрес. В течение 10 дней деньги должны поступить на счет или в почтовое отделение.

Ремонт и замена ТСР

На каждое средство реабилитации устанавливается свой срок использования.[6]

Ремонт технического средства (изделия) осуществляется бесплатно на основании заявления, поданного инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в уполномоченный орган, и заключения медико-технической экспертизы.[7]

Если срок использования ТСР истек, либо невозможно отремонтировать – производится замена ТСР на новое.

 

Список Нормативных правовых актов:

1.                Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"

2.                Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями"

3.                Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду»

4.                Приказ Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы"

5.                Приказ Минтруда России от 24.05.2013 N 214н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р"

6.                Приказ Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы"

7.                Приказ Минтруда России от 09.12.2014 N 998н "Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации"

8.                Приказ Минтруда России от 24.05.2013 N 215н "Об утверждении Сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены"

9.                Приказ Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 57н "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации"





[1] Приказ Минтруда России от 17.12.2015 N 1024н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы"


[2] Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р (ред. от 12.11.2010) «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду»


[3] http://zakupki.gov.ru/


[4] Приказ Минтруда России от 24.05.2013 N 214н "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р"


[5] Ст. 4 Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 (ред. от 04.09.2012) "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями"


[6] Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.12.2011 N 1666н "Об утверждении Сроков пользования техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями до их замены"


[7] Ст. 8 Постановление Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 (ред. от 04.09.2012) "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями"