Будьте с нами!


1 сентября – для каждого

31 Августа 2016

artem.jpg«Школа для каждого» - так назывался первый проект «Перспектив» по включению детей с тяжелыми нарушениями развития в пространство школы, в пространство образования. В 2006 году наш Центр Дневного пребывания для детей из семей становится двумя классами коррекционной школы №25, Это стало возможным благодаря решительности директора школы В.В. Мамаева и нашей общей твердой уверенности: необучаемых детей не бывает. Впервые дети с такими тяжелыми функциональными нарушениями пошли в настоящую школу! Их учителями стали педагоги «Перспектив». Для детей из детского дом путь к букету, колокольчику и  ежедневным урокам  -которых они так ждут – был дольше. Лишь в 2011 году несколько детей из нашего подопечного детского дома были зачислены в школу. Но на следующий год во всех коррекционных детских домах Санкт-Петербурга не осталось «необучаемых» детей  - все стали школьниками.

Подготовка к школе – по-прежнему основная задача нашего Центра дневного пребывания на Непокоренных (сложно найти более подходящее название для детей, которых так долго оттесняли от права заниматься с учителями, быть среди своих ровесников - да и для их родителей тоже). Так, весной, после длительной подготовки со своим педагогом Галиной Сафиуллиной, в гимназии № 74 Выборгского района побывал Артем – пока еще в гостях. Всего Тема ходил в школу три раза – на литературное чтение, Но как же много было переживаний – и у мамы Артема, и у его педагога, и у педагогов и администрации школы, и - наверное - у родителей посещающих ее детей... А вот у самих детей все прошло на удивление гладко! "Ребята в первый день окружили Артема плотным кольцом и, конечно, задавали вопросы про ноги и коляску - неудивительно, ведь на наших улицах по-прежнему редкость человек в коляске", - рассказывает Галина Сафиуллина. При второй встрече были так заняты своими делами, что вообще нас не замечали... А во время третьего визита в школу – это был урок рисования -  дежурные принесли Артему краски и кисточки, девочки спросили о делах, а мальчики пожали руку, то есть, в целом, отнеслись к нему, как к старому знакомому... Наше присутствие в классе на учебном процессе не отразилось: мы не мешали детям получать знания, дети помогали Теме чувствовать себя настоящим учеником...


4.jpg


Артем все три визита вел себя весьма прилежно: следил за своим внешним видом и внимательно слушал учительницу. В перерыве, как любой нормальный ребенок, мечтал о том, как после урока поедет на автобусе и пообедает. С урока рисования мальчик унес домой поделку с городецкой росписью, на которой учительница поставила крупную пятерку. Птица, раскрашенная Темой, по технике исполнения значительно отличалась от других пернатых, но дети единогласно согласились с оценкой преподавателя и сказали, что работа Артема получилась "очень красивой"!  А Артему также понравились работы других учеников, которые они ему показали.

Поделку Артем, конечно, подарил маме. Мама готовилась к школьным походам не меньше, чем мы. Она подбирала сыну соответствующий костюм, заказывала такси в нужное время и место, готовилась вместе с Темой к урокам, внимательно слушала его впечатления от поездки. После этих встреч мама Лиза вернулась к идее устроить ребенка в подходящую ему школу, где он смог бы полноценно учиться....

Классный руководитель 2 «Б» Анжела Игоревна на прощание сказала: «Я к вам уже привыкла... Вы просто совсем как наши родные дети! На первом уроке я немного волновалась…. Но сегодня уже не переживала. Времени вы не нисколько не отнимаете. Так что приходите еще! Мы будем вам очень рады».

0a9d2776.jpg

А вот родители детей, обучающихся вместе с детьми с тяжелыми функциональными нарушениями, частенько опасаются возможных «помех образовательному процессу». Мария Островская, президент «Перспектив» и клинический психолог с более чем тридцатилетним опытом, говорит : «Часто родители очень ориентированы на академический успех, достижения, на объем заученных дат и формул, этой цели подчинена иногда вся жизнь ребенка – дети часто очень перегружены.. Родители боятся, что присутствие особых детей будет препятствовать усвоению знаний. Однако академический успех не равен успешности! Для жизни ребенку в первую очередь нужна адаптивность: умение строить отношения с людьми, в том числе с очень разными людьми, умение понимать любого человека.. И если дети с очень выраженными особенностями, с сильными функциональными нарушениями оказываются рядом с ребенком с детства, он учится, например, ждать кого-то, у кого темп существенно отличается от него. Это все те самые совершенно незаменимые социальные навыки, навыки социальной адаптации, которые ему чрезвычайно пригодятся в жизни. Ну, а если он еще и учится сопереживанию, учится помогать другому, то это, конечно, невероятно обогащает его нравственно – что тоже, наверное, так или иначе пригодится... В общем, успешный человек – это человек социально успешный прежде всего, с развитыми социальными навыками...»


Сегодня мы поздравляем всех - и детей, и их родителей, и, конечно, учителей -  с Днем Знаний. Пусть он откроет дорогу в жизнь всем, ведь каждый может научиться новому, стать сильнее и умнее, обрести новых друзей и просто радоваться звонку, букету, новеньким краскам и ободряющим словам своей первой учительницы.. А три лестничных пролета без лифта по дороге к классу... Что ж, лифт - это дело наживное.

 

 


Вернуться в новости