Будьте с нами!


Как разрушить миф о жадных капиталистах





23.04.2014 http://novostispb.ru/news/society/5252/

Миф о равнодушии «капиталистических акул» к социальным проблемам постепенно развеивается. Популярная в Европе концепция корпоративной социальной ответственности бизнеса наконец добралась до России, заставив и НКО, и представителей крупных корпораций всерьез задуматься о возможных формах партнерства…
Впрочем, есть не только позитивные моменты в сотрудничестве некоммерческого сектора с бизнесом. С некоторыми трудностями уже столкнулись представители петербургских НКО.
На сегодняшний день специалисты выделяют несколько видов оказания помощи: помощь напрямую, поддержка госучреждений (к примеру, интернатов), поддержка по рекомендации органов власти, создание коммерческой компанией собственного благотворительного фонда, помощь через профессиональные фандрайзинговые фонды, а также помощь через общественные организации. На деле эффективность существующих схем оказывается неравнозначной. Оценивать результаты эксперты предлагают сразу по 5 критериям: реальная польза целевой группе, чувствительность к социальным проблемам группы, риски нецелевого расходования средств, гибкость в оказании помощи, затраты на администрирование (транзакционные расходы).
Наименее убедительно выглядит помощь напрямую, поддержка госучреждений и поддержка по рекомендации органов власти: в каждом случае риски нецелевого использования средств и конечная польза для целевой группы не контролируются и остаются под знаком вопроса. Представители НКО приводят пример из жизни, когда значительную сумму денег, собранную бизнесменами для одного из детских домов, директор учреждения запланировал потратить на возведение забора вокруг интерната. «Очевидно, забор нужен администрации, но не самим подопечным детского дома», — говорит координатор по внешним связям благотворительной организации «Перспективы» Наталья Лимина.
Куда более эффективной, по мнению специалистов, является помощь, оказанная через профессиональные фандрайзинговые фонды, контролирующие расходование средств, или через профильные общественные организации, имеющие наибольшую вовлеченность в проблемы целевой группы.
Надо отметить, что Петербург может похвастаться примерами успешного сотрудничества бизнес- и социальных структур. Так, к примеру, финансирование известной петербургской благотворительной организации «Перспективы» сегодня на 38  % состоит из пожертвований со стороны отечественного бизнеса.
«С благотворительной организацией «Перспективы» мы знакомы давно, и ни разу нам не пришлось задаться вопросом, дойдут ли деньги до адресата, будут ли они правильно потрачены? — говорит генеральный директор ООО «Аксель групп» Алексей Безобразов. — В качестве примера нашего сотрудничества могу привести проект «Рубль особым детям», который реализуется с 2012 года. В рамках проекта в стоимость автомобилей при продаже мы заложили незначительную сумму — 350 или 500 руб. (в зависимости от автомобиля), которая отчислялась на нужды подопечных «Перспектив». Такой процент не ощутим для потребителя. Тем более, когда мы рассказывали клиентам об этой акции, не услышали ни одного негативного отзыва. В результате программы нам уже удалось собрать без малого 3 млн рублей. Их хватило для того, чтобы в течение 10 месяцев для 152 подопечных психоневрологического интерната № 3 работали 2 инструктора по АФК и два их помощника, гидрореабилитолог, 4 педагога-воспитателя — все это привело к значительному улучшению качества жизни и состояния ребят».
В самой организации не скрывают: поддержка со стороны бизнес-гигантов не просто важна, но в ряде случаев — жизненно необходима. «„Перспективы“ работают с детьми и молодыми людьми, проживающими в интернатах Петербурга. Это ребята с ограниченными умственными или физическими возможностями, которые сами на данном этапе помочь себе не могут. В интернате можно хоть золотом стены обклеить — для тех, кто сам не может поесть и поухаживать за собой, это не будет иметь значения. У наших подопечных другие потребности, на которые мы отвечаем. В первую очередь, нужно сопровождение, как волонтеров, так и специалистов — большая часть средств „Перспектив“ уходит как раз на это. И здесь рассчитывать можно только на помощь бизнеса, ведь у государства на 2 отделения интерната по 75–80 человек положено меньше одного инструктора по адаптивной физической культуре, который чаще всего является обычным учителем физкультуры. Это точно не потребность нашей целевой группы. Если по какой-то причине бизнес, а следовательно, и „Перспективы“ уйдут из интернатов — это обернется тотальным ухудшением уровня жизни подопечных, неприемлемым ни по каким нормам», — уверена Наталья Лимина.
Дети и люди с ограниченными возможностями — это те социальные категории, которым в Петербурге жертвователи помогают наиболее охотно. У НКО, работающих с другими социальными категориями, сотрудничество с бизнесом складывается не так гладко. «Знаете, у нас говорят: детям проще собрать средства, чем инвалидам, инвалидам — проще, чем экологам. А собрать средства на помощь животным и на посадку деревьев гораздо проще, чем на помощь заключенным… Звучит цинично, но доля истины в этом есть», — замечает исполнительный директор экологического объединения «Беллона» Николай Рыбаков. С его замечанием соглашается и представитель БО «Ночлежка» Виктория Рыжкова. Она подчеркивает, что, несмотря на ряд положительных примеров, в целом отношение к бездомным и в обществе, и в бизнесе, мягко говоря, неоднозначное. «„Ночлежка“ — сильный бренд, узнаваемый в Петербурге, но я бы сказала, что сегодня охотнее жертвуют средства на помощь самой организации, нежели на конкретные нужды ее подопечных. При этом со сбором гуманитарной помощи проблем нет, а вот изыскивать средства на зарплату сотрудникам или, скажем, на ремонтные работы — очень нелегко. Тем не менее у нас есть позитивные примеры взаимодействия с коммерческими компаниями, одна из которых, кстати, после нашего обращения всерьез задумалась о создании собственного благотворительного фонда», — говорит Виктория Рыжкова.
«Что касается нас, мы находимся в самой непростой ситуации, поскольку защищаем экологические права граждан, — говорит исполнительный директор экологического объединения «Беллона» Николай Рыбаков. — Мы отдаем себе отчет в том, что представителям бизнеса проще показать презентацию о том, какие услуги для подопечных детского дома оказаны на их средства, чем рассказать о проведенных судебных делах… Именно поэтому бизнесу мы предлагаем поддерживать более «понятные» истории — конкурсы для студентов‑экологов, обучение победителей, подписки и т. д.
Однако я бы хотел обратить внимание на то, что понятие социальной ответственности не сводится только лишь к поддержке благотворительных проектов. Оно подразумевает, в частности, ответственность компании в том направлении, в котором она работает. Приведу пример: у нас есть офис в Норвегии, где один из крупнейших жертвователей — концерн из числа мировых лидеров энергетического сектора. Так вот, компания эта прекрасно знает, что, если она каким-то образом нарушит экологическую обстановку, «Беллона» будет первой, кто станет ее жестко критиковать. Это важный момент. Когда наш бизнес перейдет в то состояние, в котором компании начнут поддерживать тех, кто их критикует, можно будет говорить о действительной социальной корпоративной ответственности бизнес-структур».
Между тем специалисты отмечают, что сотрудничество с НКО для коммерческого сектора может быть вполне выгодно, в том числе и с финансовой точки зрения. Ведь информация о благотворительной деятельности повышает толерантность аудитории к марке и улучшает имидж компании в глазах потребителя. Есть яркий пример: после того как один крупный холдинг, производящий известную марку шоколада, совместно с фондом Чулпан Хаматовой запустил акцию «Помогать детям просто», продажи шоколадок выросли чуть ли не на треть, в очередной раз подтверждая правомерность выражения «Да не оскудеет рука дающего»…
Наталья Белая

Вернуться в новости